Троицкая епархия Варненско - Чесменское благочиние храм в честь -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Троицкая епархия Варненско - Чесменское благочиние храм в честь

 

                                          «Вступив в храм, вы как бы

оставляете за собой землю и вступаете в земное не

бо,оставляете время и вступаетев вечность…

Здесь, в храме человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее или назначение свое;

здесь отрезвляется душой своей от обаяния

житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временнуюи вечную…»

Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

 

Вы пришли в храм

Священникам довольно часто приходится слышать от людей: вот мол, батюшка, хочу прийти в церковь, но чувствую себя неловко, потому что не знаю, как правильно креститься, как правильно поставить свечку, подать записку о здравии или за упокой, заказать молебен или панихиду и т. д. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемом издании.

 

Когда говорят; "Мы идем в церковь", - это значит идти на собрание верующих, чтобы быть теми, кем стали в день своего крещения, то есть членами Тела Христа. "Вы, - говорит св. Апостол Павел, - Тело Христово, порознь члены" (1 Коринф. 12, 27). Следовательно, православный христианин приходит в храм Божий явить и осуществить в Собрании верующих свое членство, засвидетельствовать и подтвердить свою причастность к Телу Христову и Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: "Дом Мой домом молитвы наречется". А Церковь - это и есть дом Господень. "Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди их" - заповедал Христос Спаситель.

 

Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения - и вы привыкните к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в Святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству, ибо только нехристианин может быть безразличен к реченному Спасителем: "Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, за вас ломимое", "..сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

 

Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборования) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя и слушающего.

 

Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу - Церковь. Исповедь - это таинство, в котором человеку прощаются грехи и он получает благодатную помощь для оставления греховной жизни. Причащение - это церковное танство, в котором под видом вина и хлеба верующий христианин вкушает святые дары - Тело и Кровь Христову. Служба, на которой совершается причащение, называется Божественной Литургией. Исповедываться и причащаться как можно чаще должен каждый православный христианин. Исповедь перед причастием необходима с семилетнего возраста. Исповедаться можно накануне литургии вечером или утром. Во время исповеди следует назвать священнику грехи. Важно иметь осознание своей вины перед Богом и твердое намерение названный грех не повторять. На исповеди не следует называть чужих грехов и занимать священника вопросами, к исповеди не имеющими отношения.

 

Причащаться надо только натощак. Для подготовки к причастию нужно прочитать специально установленное молитвенное правило - последование ко Святому Причащению. Подготовка к причастию, включающая в себя пост и молитву, называется говением. В Храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надеждой и неиссякаемой любовью к Богу, ибо Храм - место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. .." Можно читать и такие молитвы и псалмы, как "Достойно есть", 50 и 90 псалмы и др.

 

Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклонами.

 

Для этого, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно - в знак равенства Святой Троицы, два остальных пальца - безымянный и мизинец - пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаются ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества - есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы. Крестное знамение обычно совершается при словах: "Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа" или любом другом начале и конце молитвы.

 

Но как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно (см. приложение: Правила о поклонах и крестных знамениях)

 

Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, хождение , непосредственно не связанное с чином (правилами) богослужения, а тем более смех оскорбляют святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

 

В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы и должны стоять справа, женщины же молятся с покрытой платком головой, находясь в левой части Храма. (У древних христиан левая и правая части храма отделялись специальными ограждениями, и церковные служители не допускали нахождения за ограждением одновременно мужчин и женщин). Это мы знаем из Священного Писания: "Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову". К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.

 

Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами: "Боже милостив буди мне, грешному(ой)", "Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя" и "Создавый мя, Господи, прости мя".

 

К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм и быть участником богослужения от начала до целования Креста. Прежде надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви: дважды перекреститься, поклониться и приложиться, т. е. поцеловать Святую икону и еще раз перекреститься и поклониться.

 

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Горящие в Храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, а также радости и духовного торжества Церкви, они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу. Горящая перед иконой свеча - знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святые Его.

 

В записках о здравии или за упокой пишутся только имена и только крещенных людей. За некрещенных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например Ольги, а не Оли), аккуратным почерком. Неправославные имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся. В одной записке пишутся не более 5-7 имен.

 

Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Серафима Саровского, Святителя Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.

 

В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого необходимо подойти к нужной иконе. Однако, если в Храме много людей, то для того, чтобы не нарушать тишину, можно поставить свечку на тот подсвечник, около которого молящийся находится, но помолиться при этом своему святому. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой; через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами, как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой мы должны помнить, что икона - это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или его угодника. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.

 

На иконах могут быть изображения Божией Матери, святых ангелов, святых людей или угодников Божиих.

 

Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она - Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она - одна и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не ее икону.

 

На иконах изображаются и святые угодники Божии. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе они молятся о нас, помогая живущим на земле. Они - как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда, мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.

 

Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребенники, блаженные и праведные.

 

Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. Они жили до Рождества Христова.

 

Апостолы - ученики Иисуса Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостольными (князь Владимир, Святая Нина, Святая Ольга и др. )

 

Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками, если же умерли после особенно тяжелых (великих) страданий - великомучениками.

 

Святители - это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью (святой Николай Чудотворец, святой Алексий митрополит Московский и др.) Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют Вселенскиими Учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

 

Преподобные - праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывали в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

 

Преподобные, претерпевшие мучения, называются преподобномучениками.

 

Бессребренники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.

 

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и др. )

 

Родоначальников человеческого рода: Адама, Ноя, Авраама и т. д. называют праотцами.

 

На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние - нимб. Нимб - это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющего с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людам.

 

Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что эта икона, допустим, Святителя Николая, то подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: "Святителю отче Николае, моли Бога о нас". Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: "Святой угодниче Христов и отче Николае, помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим. .." и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему Храму, так как это отвлекает молящихся. Если подойдя к иконе, вы не знаете , как она называется, присмотритесь, может на ней есть надпись или спросите окружающих, но негромко.

 

Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят за нас. Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за всех нас тогда возносят молитвы к Богу, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем. Кого же надо призывать на помощь в наших бедах и скорбях? Прежде всего Спасителя, Пресвятую Богородицу, своего Ангела-хранителя, а также святых угодников.

 

Этим святым, Божией Матери и Спасителю можно заказать молебен. Молебен - это частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. В нем человек или благодарит бога или прославляет Его за милости или просит о них. Молебен может быть простой или с водоосвящением. Его можно оформить за "свечным ящиком". Если молебен с водоосвящением, надо взять с собой сосуд для Святой воды. Святую воду приносят домой и хранят в достойном месте. Пьют ее в небольших количествах с молитвой и благоговением. Святой водой можно кропить себя, своих детей, новые вещи, а также вещи, которые были в чужих недобрых руках.

 

Молебен заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела. Например, построили вы дом или получили квартиру - нужно освятить новое жилище церковным обрядом и поблагодарить за это Бога. Для этого необходимо обратиться лично к священнику и узнать о возможности совершить этот обряд дома и времени. Если нет такой возможности, то после свершения молебна в Храме сами окропите с молитвой свой дом. Кропя каждую стену крестообразно, надо произносить: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Можно прочитать молитву "Да воскреснет Бог". Отправляясь в дальнюю дорогу, также не забудьте испросить Божьего благословения в добрый путь - есть молебен и на этот случай.

 

От колыбели и до могилы Церковь ведет нас, освещая нам путь, наставляя нас, благословляя направляя наши мысли, чувства, желания и дела к одной цели - к вечному благу.

 

Во время молебна можно освятить иконы, нательные крестики и др. , но об этом надо сказать священнику до молебна. Иконы и кресты освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образа хотя и посвящены Богу и Божественному и, в некотором смысле, уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются изделиями рук человеческих. Чин освящения очищает эти изделия и сообщает им Церковное признание и благодатную силу Святого Духа.

 

Каждый с верой взирающий на Крест получает спасение и защиту. Дьявол не может явиться в образе Креста для прельщения. Поэтому крестное знамение - главное и верное орудие против дьявольских козней. И каждый христианин должен носить нательный крест, никогда его не снимать ни с себя, ни со своих детей. Крест одевается священником при крещении, его надо носить всю жизнь. Конечно, Крест может потеряться - в этом случае сразу же надо купить другой. Мы не знаем, что с нами может случиться в любой момент нашей жизни, и если у нас нет Креста - защиты и спасения, мы можем погибнуть. Крест, приобретенный не в Храме, надо обязательно освятить. Некоторые родители снимают Крест со своего ребенка, , боясь, что могут быть неприятности, но упуская из виду, что без Креста может случиться что-то еще хуже.

 

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны). Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.

 

Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

 

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

 

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

 

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

 

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

 

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

 

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление" ). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

 

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. )

 

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

 

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

 

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

 

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

 

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

 

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

 

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

 

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

 

Молебен, панихида - это не самое главное Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

 

Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные" частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью "IС ХC NI КА" ("Иисус Христос побеждает"). Просфора (греч. - приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

 

В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову. Перед причастием все делают земной поклон и встают, говоря про себя: "Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему". Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику, называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши - это как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода. После этого принимается немного теплоты: разбавленное вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения в тот день на колени больше не встают. А вообще во время литургии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа "Благодарим Господа" до конца пения "Тебе поем"), когда выносится Святая Чаша для приобщения и когда священник осеняет Святой Чашей народ со словами: "Всегда, ныне и присно и вовеки веков". Поклоны, то есть падение на землю - знак нашего глубокого смирения и выражение сознания того, что мы прах и земля перед Богом, что мы пред ним виноваты.

 

Когда священник кадит в нашу сторону, читает Евангелие, произносит слова "Мир всем", принято склонять голову.

 

Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить, христианин кладет руку правую на левую (ладони вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования.

 

В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его.

 

Перед выходом из Церкви в "свечном ящике" можно взять просфору, а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить, есть ли дома и какие. Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы во всех комнатах являются постоянными знаками полученного домом освящения (после обряда). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина.

 

Когда мы молимся в храме, мы видим вокруг себя народ божий, молящихся. Когда мы молимся дома, мы имеем наставлением слова Христа: "Когда молишься, войди в комнату твою". Но и тогда мы не одни. Икона в углу нашей комнаты (обычно на восток) является окном в Царствие Божие и связующим звеном с его обитателями. В центре обычно помещается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери, справа - икона святого Иоанна Предтечи или иконы святых, среди которых может быть икона святого, в память которого молящийся крещен.

 

Перед иконами ставят (вешают) лампаду или свечу, которую зажигают во время молитвы и воскресной и праздничной службы. Икона должна быть и в детской комнате. Даже грудного ребенка хорошо подносить к иконам , чтобы он посмотрел на огонек теплящейся перед ним лампады, прикладывать к ним. Лампаду тоже можно приобрести за "свечным ящиком". Там же продается духовная литература: Новый Завет, Закон Божий и другая, а также православный молитвослов. Каждый член Церкви должен иметь эту книгу. Она содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали святые отцы во время своих молитв. Кроме молитв, содержащихся в молитвеннике, мы, конечно, можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы главу из Священного Писания.

 

Первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня - таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны приучить себя к молитве, поэтому молитва является подвигом до конца нашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв. Необходимо приучить себя и своих детей к молитве перед едой и после нее.

 

Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если вы замечаете, что мысли рассеиваются, лучше вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. При этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово.

 

Есть молитвы, которые каждому христианину нужно знать наизусть. Это "Отче наш" - молитва Господня, данная нам непосредственно самим Христом, "Символ веры", а также утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.

 

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

 

Крестятся без поклонов:

 

1. В середине шестопсалмия на "аллилуиа" - три раза.

 

2. В начале "верую"

 

3. На отпусте "Христос истинный Бог наш"

 

4. В начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

 

Крестятся с поясным поклоном:

 

1. При входе в храм и выходе из него - три раза.

 

2. При каждом прошении ектений.

 

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице

 

4. При возгласах "Приимите, ядите", "Пийте от нея вси" и "Твоя от твоих" , "Святая святым"

 

5. При словах: "Честнейшую"

 

6. При каждом слове: "Поклонимся", "Поклонение", "припадем"

 

7. Во время слов: "аллилуиа", "Святый Боже" и "Приидите, поклонимся", по возгласе "Слава тебе, Христе Боже", перед отпустом - по три раза

 

8. На каноне на 1-й - 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией

 

Матери или Святым

 

9. После каждой стихиры(причем крестится тот клирос, который

 

оканчивает петь)

 

10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному

 

Крестятся с земным поклоном:

 

1. В пост при входе в храм и выходе из него - три раза

 

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы "Тя величаем"

 

3. В начале пения: "Достойно и праведно"

 

4. После "Тебе поем"

 

5. После "Достойно есть" или Задостойника

 

6. При возгласе: "И сподоби нас, Владыко"

 

7. При выносе Святых Даров, при словах: "Со страхом Божиим" и второй раз - при словах: "Всегда, ныне и присно"

 

8. В Великий Пост, на великом повечерии, при пении "Пресвятая Владычице", на каждом стихе; при чтении "Богородице Дево, радуйся" и проч. на великопостной вечери - три поклона

 

9. В пост при молитве "Господи и Владыко живота моего"

 

10. В пост при заключительном пении: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Всего три земных поклона

 

Поясной поклон без крестного знамения:

 

При словах:

 

1. "Мир всем"

 

2. "Благословение Господне на вас"

 

3. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа"

 

4. "И да будет милости Великого Бога"

 

5. При словах диакона: "И во веки веков" (после "Яко свет еси, Боже наш")

 

Креститься не положено:

 

1. Во время чтения псалмов

 

2. Вообще во время пения

 

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.

 

Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

 

Не допускается земных поклонов:

 

Во дни воскресные, в дни от Рождества до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.